soluris1

Прочел в ФБ замечание одной писательницы детективов или фэнтази, о том какая мутотень фильмы Тарковского... Решил пару слов написать. Не для нее. Для себя. Так просто написать...

Если посмотреть фильм СОЛЯРИС Тарковского, только первую его, короткую часть, ту что до отлета Криса на орбитальную станцию… Весь фильм смотреть долго.И не нужно. Неподготовленный зритель измучается, пожалуй и что еще хуже, после такой пытки навсегда обретет уверенность, что фильм скука смертная… Поэтому, только первую короткую часть.

Почему в самом начале фильма, где Крис появляется в кадре, он стоит в зарослях очень крупных лопухов? Наверное, так он видел их в детстве. Когда был очень маленьким. И когда не только деревья, а даже лопухи бывают большими. Но зачем это снял режиссер? Мы еще этого не понимаем.

Потом, далее детали, очень часто в кадре отец стоит к Крису спиной . Впрочем и Крис тоже стоит к отцу спиной. И к нам. Они не понимают друг друга. Между ними стена… Точнее, спина. ))

Крис вернулся на Родину. К отцу. Но что-то не то, что-то не так...

Да! А потом, мимоходом, как-бы случайно мы узнаем, что Крис улетает на СОЛЯРИС. И это навсегда. В том смысле, что он никогда больше не увидит ничего этого. Ни отца, ни дома, ни тетки, ни лопухов, ни лошади, ни пса. Наивный зритель этот момент пропускает. Для него все это пустые кадры и тягомотина. Он пропускает напряжение которое сквозит в каждом кадре. Прорываясь лишь в редкие моменты. Где тетка вдруг не выдерживает, и срывается, когда Крис жжет на костре утром свои бумажки...

Но не знаю, мой наивный или неопытный зритель приходилось ли тебе так уезжать, а мне в детстве раннем и в юности, и уже будучи взрослым, часто приходилось. Поэтому моя душа, как бы... Точнее, как сказать? Я понимаю, я чувствую, вспоминая своё, все эти недомолвки в кадре, неловкости. Вспоминая свои отъезды «навсегда» из дома. Но я то не улетал на другую планету, хотя почти всегда это и была моя другая планета… Просто у меня был шанс вернуться. У Криса такого шанса нет. Он в буквальном смысле улетает НАВСЕГДА.

Мама лежала в больнице. Мы жили с дедушкой. Мне было шесть лет. А дедушке лет семьдесят. Но все же настал день когда я должен был уехать в школу-интернат. Дедушка меня сам отвозил… И я не понимал так явно, как сейчас, но все-таки и тогда вдруг почувствовал, как оставив меня, дедушка вернется домой и будет совсем один в нашем маленьком доме… Впрочем, я долго не думал об этом. Потому что и я оставался на другой планете, в школе-интернате. И кто из нас был в тот момент более одиноким не знаю. Через какое-то время, глубокой осенью, мне сообщили, что дедушка скончался…

И душа моя болит, когда я думаю о таких расставаниях. Мои воспоминания перекликаются с тем, что происходит в кадре. Хотя в фильме, как раз и не происходит, кажется, ничего особенного. Нет привычной современному зрителю динамики. Никакой мелкой нарезки кадров. Никто не подкрадывается и на выглядывает. А просто ходят люди, бродят, натыкаются на предметы, лошади пробегают...

Тарковский снимал про себя и своего отца. Вспоминая... И еще снимал про себя ребенка, когда знакомится с девочкой. И про себя, испугавшегося лошади.

Все настоящее, что мы можем снять или написать, это всегда про себя. И как близко мы подпустим читателя зрителя к правде зависит от нас, от художника. Впрочем, ничего кроме правды не имеет в творчестве значения. Даже если это и фантастика. Или фэнтази.

Потом Крис вернется к отцу... В конце фильма. Вернется другим. Но для того, чтобы это увидеть, нужно мучиться кучу времени - фильм то двухсерийный, а задница зрителя не бетонная. И поэтому смотреть я его не советую.

На фига я это написал? В этом кино нет ни одного выстрела, взрыва, или человека-паука... Просто я люблю этот фильм. И писал для себя. А на выстрелы мне начхать... И вообще я считаю, что это один из сильнейших фильмов о любви.

Комментарии  

0 #2 Александр 26 апреля 2017
Да.
Цитировать
+1 #1 Haru yume 26 апреля 2017
Всем, наверное, приходится когда-то улетать на "другую планету". Оставаться сам на сам с миром и с собой
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

карандаш