Я написал в 1987 году подборку рассказов «Мы-инкубаторские». Их ТОГДА не опубликовали - дескать чернуха. Опубликовали лет через десять...  Неделю назад, на встрече с ребятами обсуждали мою повесть «Две пригоршни удачи» и опять, кто-то из взрослых заметил: - Чернуха. Помилуй Бог... Почему? Разве нет беспризорных ребят? А потом, столько смешных и светлых повестей написано за эти 20 лет, но вот именно эта повесть далась... Да и не черная она вовсе!!!!!!!

Не идет это у меня из ума. И вспомнилось - когда я был молод, то мало думал о политике. Об истории своей страны. Да простится мне этот пафос. Ну, что-то слышал о Сталине, о ГУЛАГЕ, слушал, по случаю, радио «Свободу», там вражьи голоса скрипели. Но всё то, о чем они говорили было так далеко от меня. В какой-то другой тягостной, нудной, трагичной жизни. А зачем думать о тяжелом, если ты молод, и солнышко, и девушки и пр.

Впервые я отчетливо и прямо почувствовал историю своей страны, именно почувствовал, а не понял, задолго до всякой перестройки и статей в «Огоньке», прочитав повесть Стругацких «Попытка к бегству».   Пусть это фантастика, пусть концовка политкорректно подбрасывает ассоциативный ряд с фашистскими концлагерями и все равно. Все равно это наш ГУЛАГ.  Заснеженные просторы, бараки, застывшее на морозе дерьмо и тд. и тд. и тд. И совершенная, совершенная беспомощность и никчемность маленького человека и  неприкрытое, животное хамство лагерного начальства, и... И еще - как концлагерь не назови, от этого суть не  меняется.

Если художник честен и не лишен здравого смысла, он найдет как сказать то, о чем не то что говорить, думать запрещается. И не только найдет КАК сказать, а сможет донести, как это говорилось? - до широких читательских масс.

Я ошибаюсь? Наверное. А как же Довлатов, например?

Или мне тоже, иногда, не достает здравого смысла...

Добавить комментарий


карандаш
^ Наверх