viy

Как напугать читателя? Другими словами, как сделать ему страшно? Заставить верить в недостоверное? Вот только один из приемов...

Первое, что приходит в голову особенно начинающему автору -  написать-показать на экране, что-то мерзкое.  Да это страшно, когда читатель-зритель сталкивается с чем-нибудь отвратительным. Читатель-зритель пугается. Но пройдет несколько минут читатель-зритель к этой мерзкой роже привыкнет и уже ему не страшно. Так устроен человек - он привыкает и возвращает себе способность трезво мыслить, а затем и хладнокровие духа. И если автор будет настаивать с этой свой мерзкой рожей, то через какое-то время читатель-зритель заскучает, а потом. если автор продолжит корчить рожи, начнет над ним посмеиваться. Это хорошо...

Хорошо что режиссер или писатель такого фильма или книги далеко, а то по физиономии мог бы схлопотать - публика она как известно случается разная.

Есть много уловок, для того чтобы автор мог держать читателя-зрителя в постоянном напряжении и не схлопотать по физиономии. Вот «ВИЙ» ГОГОЛЯ. Этот уважаемый классик задолго до ХИЧКОКА придумал сталкивать самые мелкие бытовые детали с самыми фантастическими страшилками. Как переполнен патриархальный мир окружающий ХОМУ на хуторе всеми этими повозками, сеном, курами и тд. тд.

Читателю или зрителю будет интересно узнать, что каждый опытный автор знает - для того чтобы придать достоверность изображаемому нужно мельчить. И чем более недостоверный общий план, поворот сюжета, ситуация, тем с большей тщательностью прописываются мелочи. Это передергивание. Своеобразная компенсация.  Подкуп. Если детали достоверны, правдивы, то они невольно придают видимость правдивости всей реальности, которая и состоит из этих деталей и следовательно самая фантастическая реальность кажется правдой.

Герой входит в помещение и автор знает, что сейчас ему предстоит столкнуться с чем-нибудь эдаким... Поэтому автор умышленно чуть притормаживает действие и обращает внимание читателя-зрителя на, казалось бы, несущественные детали: огрызки яблок на потрескавшейся столешнице, паутинку колеблющуюся на ветру и прочее... А потом уже Панночка.

Прошло столько лет. Каких только голливудских страшилок воленс-неволенс не насмотрел по телеку... А вот «ВИЙ» по прежнему мне страшен. И никаких 3D эффектов. И прочей компьютерной лабуды... Впрочем, этим приемом сейчас пользуются авторы всех голливудских страшилок. Но «ВИЙ» мне страшен по настоящему. Наверное потому, что там, те самые детали - мелочи, мне ближе, знакомее, ощутимее, роднее что ли. И от этого страх страшнее...

Добавить комментарий


карандаш
^ Наверх