...или то, что обычно не замечают ребята, когда читают эту повесть. И о чем не знают взрослые, хотя бы потому, что перечитывать детскую книжку как-то им не по возрасту, что ли.
С самого первого прочтения этой милой компактной повести, а это случилось со мной еще в детстве, я всегда чувствовал какую-то недосказанность. И это при том, что сюжеты у ГАЙДАРА прописаны очень внятно. Впрочем, такая внятность не удивительна - его книжки ведь для ребят.
И вот в «Голубой чашке» эта нехарактерная для ГАЙДАРА дымка.
Если на один носитель записать с РАЗНОЙ скоростью несколько мелодий. Тогда слушаешь песню, но вдруг доносится отголосок другой. И стихает. И ты теряешься, действительно ли слышал другую музыку или она почудилось тебе. Метафора не очень, но другой не подвернулось... :)
Вот и в сюжет «Голубой чашки» ГАЙДАР вплел-вписал сразу несколько мелодик. Ну, первая мелодия-сюжет очевиден - папа и дочка пошли на прогулку. Кстати, из вредности, замечу, что НИКИТА МИХАЛКОВ, в титрах «Утомленных солнцем» мог бы, хотя бы из вежливости указать имя ГАЙДАРА. Ведь оттолкнулся-то МИХАЛКОВ, в этом своем фильме, именно от «Голубой чашки». Знаете, как сейчас иногда пишут в титрах, идея такого-то. Ну, да Бог ему судья...
Вторая мелодия - тема приближающейся войны. Эта сюжетная линия четко прослеживается и легко прочитывается и в эпизоде с маневрами и в сценке с еврейской девочкой, которую обижают ребята.
Эти две две сюжетные линии очевидны, но остается еще что-то, что ускользает от внимания читателя-ребенка: то, из-за чего и возникла на самом деле ссора! То, из-за чего поссорились мама и папа! Действительно, не из-за разбитой же чашки, весь этот сыр-бор? Если кто-то сейчас перечитает начало повести, он увидит сам, как неубедительна разбитая чашка, в роли причины ссоры. Так вот, настоящий повод вот он - цитата:
«И как раз, когда собирались мы втроем идти гулять, пришел к Марусе ЕЁ ТОВАРИЩ - полярный летчик»...
И чуть далее - еще цитата:
«Когда стемнело, Маруся крикнула, чтобы Светлана выпила молока и ложилась спать, а САМА ПОШЛА ПРОВОДИТЬ ЛЕТЧИКА ДО ВОКЗАЛА».
И потом, уже на следующий день - опять цитата:
«После завтрака Маруся вдруг собралась и отправилась В ГОРОД, а мы сели и задумались...» и тд. тд.
К Марусе приезжал её старый товарищ, и люди Марусю к нему ревнуют. Вот эта замаскированная сюжетная линия. Та пружина, которая на самом деле движет действие повести.
И в подтверждение, уже ближе к концу повести, когда папа и дочь забрели на хутор, диалог:
«И вдруг раздался мощный рокочущий гул, воздух задрожал, и блестящий самолет, как буря, промчался над вершинами тихих яблонь. Вздрогнула Светлана...<...>
- Это ТОТ САМЫЙ ЛЕТЧИК пролетел, - с ДОСАДОЙ сказала Светлана, - это тот, который приходил к нам вчера.
- Почему же ТОТ? - приподнимая голову, спросил я, - Может быть это совсем другой.
- Нет, тот самый. Я сама вчера слышала, как он сказал маме, что он улетает завтра далеко и НАСОВСЕМ.»
Тут у папы отлегло от души и это видно по дальнейшим разговорам.
Потом, вдогонку,еще небольшая цитата:
« - Папка, - <...> спросила тогда Светлана, - Это ведь мы не по правде ушли из дома? Ведь она нас любит. <...>
- <...> Может быть, тебя еще любит, а меня уже нет.»
Ну и так далее и так далее - спрятанная ГАЙДАРОМ сюжетная линия, это линия любви и сомнений. И голубая чашка, естественно, совершенно символ, образ порушенной любви и безмятежности, которая так акварелисто прописана в повести. И разбили чашку мыши - эти маленькие серые проворные глупые сомнения. И в концовке повести хэппи энд! Характерный для детской повести. Только вот, последняя фраза повести:
- А жизнь, товарищи... была совсем хорошая!
Почему же тогда «была» если «хэппи энд»? До самого последнего слова интригует ГАЙДАР...
Ни одно современное издательство никогда не пустило бы в печать «ГОЛУБУЮ ЧАШКУ» ГАЙДАРА. Как это сейчас принято говорить? Не тот формат? Именно. Слишком мелкий формат у АСТ, РОСМЭНА и иже с ними. Или, другими словами, кишка тонка. Тонюсенькая такая кишочечка...