О виртуальной педагогике на примере «Детского литературного сайта «Сокровища Папча». Или заметки Александра Папченко о проблемах создания и сопровождении настоящих детских сайтов.

Эпиграф:
«…Повинуясь внезапному порыву, не успев осознать, насколько дико желание вмешаться в разговор давно ушедших лет, Пиркс начал быстро выстукивать:
– П-о-ч-е-м-у – М-о-м-с-с-е-н – н-е – о-т-в-е-ч-а-е-т – п-р-и-ё-м…
Почти одновременно с первым его ударом застучал и Терминус. Звуки слились. Рука автомата замерла, словно услышав стук Пиркса, а когда он кончил, принялась забивать цемент в щель соединения. Труба зазвенела:
– У – н-е-г-о – к-о-н-ч-а…
Пауза. Терминус нагнулся, чтобы зачерпнуть цементного теста. Что это было: начало ответа?»
Станислав Лем, «Рассказы о Пилоте Пирксе»

Необязательное предисловие

Зачем я пишу эту статью… Дело в том, что я уже лет семь веду собственный детский сайт. А ещё, в силу обстоятельств, мне приходится много общаться с детскими библиотекарями, методистами и педагогами. И очень часто в этом кругу возникают вопросы ко мне, которые можно объединить в одну общую группу – дети и интернет. В результате, отвечая на эти вопросы, мне приходится в самых общих словах вначале объяснять природу Интернета. Затем объяснять, почему у задающих вопросы не получится сделать нужный детям детский сайт с высокой посещаемостью их сайта детьми.

Я устал дискутировать и решил написать эту статью. Не уверен, что получится всё доходчиво объяснить, но я попробую…

Скажу сразу и отдельно: многих, работающих в детских учреждениях, принуждают создавать детские интернет-ресурсы. Это объяснимо – дети, согласно всем статистическим данным, проводят много времени в Интернете и начальникам нужно как-то реагировать. Что делать тому методисту, библиотекарю, школьному работнику, на чью долю выпало создание такого сайта или блога? Чтобы отчитаться перед начальством, достаточно найти в Интернете инструкцию, как на готовом макете собрать блог или страничку – и вы в «дамках».

Но случаются варианты безнадёжнее. Бывает так, что приказ начальника создать детский сайт пробуждает в школьном или библиотечном работнике амбиции создать действительно настоящий детский сайт. То есть, действительно интересный детям. В таком случае вот что! Для начала попросите сына, внука или знакомого ребёнка зарегистрировать вас в каком-нибудь продвинутом шутере, и попытайтесь выжить в предлагаемых игрой обстоятельствах.
Лично я когда-то начинал с «Doom-1». Мне тогда было около сорока лет, но я неожиданно увлёкся игрой. По крайней мере, я могу понять мотивацию ребят, «зависающих» на игровых порталах.

А бывают совершенно отчаянные ситуации – это когда некий энтузиаст пожелает создать такой настоящий детский сайт…
Вот для них мой рассказ. Но не только. Этот рассказ о детском бродяжничестве в интернете и о том, как действительно можно было бы решить эту проблему. А ещё о том, почему эта проблема не решается.

ГОСУДАРСТВО, ИНТЕРНЕТ И ДЕТИ

Актуальность темы «Дети и Интернет» сложно переоценить. Государство тоже понимает важность данной темы. Ещё бы – бродяжничество детей в Интернете достигает просто гигантских масштабов. Во время этого виртуального бродяжничества дети в Интернете так же уязвимы, как и при бродяжничестве в мире реальном. Поэтому государство и общество сосредоточилось, но лишь на обеспечении безопасности детей в Интернете.
А раз так, то желая потрафить общественным и государственным настроениям, крупными интернет-ресурсами в Интернете создаются детские лакуны – всевозможные детские зоны, территории «безопасного детского интернета». Предполагается, что в таких зонах детям находится правильно – с точки зрения взрослых. Именно потому правильно, что безопасно. Собственно, это напоминает то, как в реальном мире взрослые оставляют ребёнка под присмотром воспитателя в детской комнате крупного гипермаркета, а сами идут за покупками. И пока взрослые заняты важным делом, дети играют среди цветных шаров и надувных клоунов…

Так вот: ни в каких детских интернет-зонах современные дети, в своём большинстве, не сидят. И лишь некомпетентностью родителей можно оправдать непонимание ими этого факта. Продолжу аналогию с гипермаркетом: дети, оставленные в детской комнате, дождавшись ухода родителей, при первом удобном случае покидают своё безопасное убежище и отправляются в путешествие по путанным пространствам гипермаркета. Ведь в Интернете, в отличие от магазина, нет воспитателя, который бы остановил ребёнка.

Ещё беспомощнее смотрится указание всюду развесить баннеры с указанием того, для какого возраста сайт предназначен: 6+, 12+…
Все эти запретительные попытки государства показывают полное непонимание им того, чем по сути является Интернет.

С точки зрения взрослого ответственного человека, Интернет – это средство коммуникации. Набор технологий. А вот с точки зрения детей это – среда. Подробно об этом разном взгляде на Интернет можно прочесть в докладе Галины Владимировны Солдатовой, профессора кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, который она зачитала на прошедшей 10.11.2015 в Москве 6-й Международной конференции «Защита персональных данных». Итак, со слов Солдатовой, цитата из доклада: «76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки). И ещё – современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания».

А если так, то на минутку отвлечёмся от цифр и нашего взрослого взгляда на Интернет, и попытаемся посмотреть на Интернет как на среду. Это важно.

Продолжение следует... ►

Добавить комментарий


Комментарии

карандаш
^ Наверх