Опубликована в журнале «Урал» №4 1990 год.
Александр Папченко
«... Я спросил его, была ли
за последние годы в
издательстве книга, которая
принесла успех? Подумав, он
ответил «Была. Перевод с
английского «Как увеличить
размер мужского ...»
Восьмой тираж запускаем».
Анатолий Гладилин, писатель
«Московские новости» №6
Долго я думал над тем для кого пишу эту статью. Профессиональные писатели сами знают или по крайней мере догадываются о написанном ниже. Рядовому читателю статья может показаться скучной. Эстету и снобу – пресной. Потом я вспомнил себя, каким я был лет десять назад и увидел его, молодого литератора, успевшего опубликовать с десяток своих произведений в газетах и журналах. Я увидел, как он однажды решил собрать все свои рассказы (стихи, повести, эссе и тд.) и издать их отдельной книгой. И вот здесь мной овладело непреодолимое желание рассказать моему наивному собрату по перу о некоторых парадоксах и закономерностях современного книгопечатания. Что бы он не тратил свой талант и драгоценное время свое на все те ошибки, заблуждения, а то и глупости, которые уже совершил до него автор этой статьи...
И потом разве рядовому читателю не интересно побывать по ту сторону книжного прилавка?
Отдельно замечу что обсуждая в этой статье разные издательства и бизнес–схемы по которым они работают, я не говорю о той литературе которую екатеринбургские писатели предлагают издательствам. А ведь писатель – издатель это неразрывная пара. Это как гвоздь–молоток и тд. Ставить издательствам оценки по поведению в мои планы не входило, так как в таком случае мне пришлось бы автоматически анализировать почему это, к примеру те же коммерческие издательства, не востребуют художественную литературу местных авторов. Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о наших издательствах я хочу что бы молодой литератор познакомился с этими тремя справками, прочел их, понял и воспринял как данность...
Справка №1 – Историческая справка.
Во времена СССР, почти каждое ведомство и министерство имело свое ручное издательство. Ну, например «Лесная промышленность»... Эти издательства располагались, как правило, в Москве. В свое время их благополучно приватизировали. Ведомственные издательства обрели коммерческий статус и удобную
систему распространения тиражей по территории России. Возьмите географическую карту: Москва стоит в центре пересекающихся железнодорожных и автомобильных дорог и является гигантским узлом или перекрестком транспортных артерий. Естественно наиболее удобная позиция для того кто занимается реализацией больших объемов книг как раз в центре. К тому же Москва и сама по себе это крупнейший рынок сбыта книг. Таким образом, группа московских издательств получила на старте колоссальную фору перед своими провинциальными конкурентами – возможность распространять большие тиражи, то есть проводить прибыльные коммерческие операции с книгами с наименьшими потерями при их транспортировке.
Справка №2 – О некоторых особенностях книги, как товара.
Время, вот фактор который в книжном бизнесе нельзя не учитывать. Два – четыре месяца в лучшем случае нужно для того чтоб выбросить книгу на прилавок. Книга не хлеб без которого не прожить и не водка. Книга с прилавка расходится достаточно медленно. Поэтому огромную роль имеет система распространения тиража. Проще говоря, если в городе восемьдесят книжных точек по продаже книг, то самый лучший вариант будет тот при котором на каждом из этих восьмидесяти прилавков будет лежать ваша книга. Деньги затраченные на выпуск книги вернуться к издателю, в лучшем случае через пару месяцев. За это время инфляция может поглотить прибыль. Следовательно, для того чтоб устойчиво работать на книжном рынке и получать прибыль (другие варианты пока не рассматриваются), издательство должно каким то образом укоротить цепочку; рукопись – редактор – макет– печать– транспортировка тиража – прилавок, но об этом ниже...
И еще, ни для кого не секрет что разговаривать о книге, как о прибыльном товаре, можно лишь в том случае, если книга выходит большим тиражом. Это вытекает из самой особенности книгопечатания. Расходы на гонорар автору, художнику, редактору, независимо от того издана книга в одном экземпляре, или её тираж сто тысяч штук, фиксированы. Следовательно, чем выше тираж тем себестоимость одного экземпляра падает, а прибыль растет. Чтоб издать окупаемый тираж единовременно требуется очень большая сумма.
Справка №3 – О конституционном устройстве России.
Конституционное устройство нашей страны такое, что президент не имеет реальных рычагов давления–управления Губернатором. В свою очередь Губернатор почти реально не управляет Мэром. Мэр в свою очередь практически не имеет рычагов контроля за главным районным начальником. Таким образом на каждом уровне государственного управления есть своя власть; районная, городская, губернская, федеральная. У каждой власти на всех уровнях свои чиновники, управления– комитеты культуры–просвещения–образования и свои бюджеты. Таким образом, разорванные по вертикали рычаги государственного контроля за расходованием средств из разноуровневых бюджетов позволяют умыкать под благовидными предлогами разным «культурным» комитетам деньги налогоплательщиков. Этому способствует дублирование функций всех этих «культурных» комитетов, пересечение их полномочий, путаница в перераспределении денег на районном–городском–областном – федеральном уровнях.
Типы издательств.
Все действующие на нашем рынке издательства делятся на три неравномерные группы. Назовем их условно группами «А», «Б» и «В». Мы классифицируем их с той точки зрения где они берут деньги для своей работы. Нам представляется это самым характерным признаком по которому следует различать издательства. Все же остальные особенности, как то форма собственности, количество работников, добрые это люди или злые, начитанные или лоботрясы, автор считает все же вторичными. Но писатель или поэт принесший рукопись в издательство замечает именно эти, вторичные признаки.
Издательство группы «А»:
У издательства группы «А» денег нет. И это главное что должен знать прибившийся к такому издательству держатель рукописи. Издательство этой группы всегда предполагает что деньги на издание книги оно возьмет у автора рукописи и еще и поэтому так дружелюбны и так предупредительны хозяева издательства. Пусть эта предупредительность не обманет наивного литератора. Когда через пару лет проволочек и фантастических обещаний окончательно выяснится, что стихотворец не настолько тщеславен чтоб издавать свои стихи на деньги вырученные к примеру от продажи собственной квартиры (дачи, машины), дружелюбие плавно трансформируется в раздражение. Стихотворцу могут предложить заработать на свои стихи продавая залежалую тушенку, календари и тд.
Располагается обычно издательство группы «А» в захламленной квартире или в каком нибудь подвале. (Бывают исключения, но дальше арендованных трех –четырех комнат в каком нибудь бывшем НИИ дело обычно не идет.) Населяет такое издательство два–три крайне озабоченных, подвижных как ртуть, человека. Чаще всего это или идеалисты или разочаровавшиеся идеалисты. Согласитесь, нормальному мелкому коммерсанту вряд ли придет в голову между реализацией двух партий, скажем труб или дубленок, читать ваши стихи, обещать вам их издать, трепаться о Бодлере, Есенине и Пастернаке... На рабочем столе такого издателя вы можете увидеть и предвыборный листок депутата, и листовку с сомнительной символикой, а рядом пригласительные билеты на какой нибудь юбилей, календарики – всё, вплоть до инструкции по использованию противогаза.
Для того чтоб убедиться в состоятельности издательства ненавязчиво попросите посмотреть изданные им книги. Обратите внимание на тираж. Он должен быть не ниже хотя бы сотни штук для поэтических сборников и не ниже пятисот – восьмисот штук для прозы. Обратите внимание на год издания. Последняя книга издательства, если издательство на плаву, должна датироваться не ранее полугода до вашего прихода. Чем больше, чаще издаются книги этим издательством, тем лучше. Посмотрите на оформление – есть ли книги с твердой обложкой? С картинками, хотя бы черно–белыми? Кто авторы? Постарайтесь дозвониться до этих авторов и расспросить их об издательстве. И вообще указан ли адрес издательства на книге? А лицензия? Ну к примеру такая надпись: ЛР №0234 от 22.12.97. А еще должна быть так называемая «айсибиэнка». То есть ISBN 1 23... и тд. цифровой код. Без этих непонятных ярлыков изданная книга все равно что беспризорный ребенок без метрики. Эта «айсибиэнка» проставленная на книжке обозначает что книга внесена в государственный реестр или если хотите каталог. Если кого то интересуют подробности, тот может обратиться с расспросами к какому нибудь подкованному в тонкостях библиотечного дела, библиотекарю. Мало–мальски серьезное издательство без лицензии и «айсибиэнки» никогда не работает! Учтите издательство группы «А» лишь в крайнем случае идет на заключение договора с автором. Все так зыбко в его бизнесе, все так неустойчиво, что рассчитывать на месяц, на год вперед нет возможности.
Где же берут деньги издательства группы «А»? Помимо коммерческой деятельности не имеющей никакого отношения к книгопечатанию, помимо рекламы, они – вспомним СПРАВКУ №3 – кормятся чаще всего из районных бюджетов. Всевозможные юбилеи, культурологические районные или городские или областные программы или акции, всевозможные гранты выделяемые из тощих разноуровневых бюджетов позволяют им издавать полиграфическую продукцию. Через знакомых чиновников со всевозможных управлений– отделов–комитетов культуры–образования–просвещения, капают скудные денежки на счета издательства. Но об этом мы детально поговорим в категории издательств «Б» – это именно их основная кормушка. Издательства же группы «А» лишь подлизывают остатки бюджетного пирога.
Впрочем буду объективен, часто вокруг такого маленького издательства без всякой корыстной цели объединяются увлеченные какой то общей идеей или общим интересом, люди. Интересы бывают разные; от пропаганды здорового образа жизни до поиска собратьев по разуму во Вселенной. Помыслы этих людей чисты, но издать вашу книгу они не смогут. Денег у них нет. В лучшем случае после посещения такого издательства вы начнете делать зарядку по утрам, о чем столько лет мечтали...
Типичными представителями издательств группы «А» назову издательства «Старт», «Сафлор», «Полиграфист»... Я думаю если молодой литератор задастся целью он сможет за короткое время собрать изысканный букет из адресов всевозможных «Малахитов», «Диамантов», «Топазов» и нет им числа...
Классический пример дрянной работы; Издательство ТОО НПП «Сафлор». Книга «Слово–3» сборник прозы и стихов учащихся Языкового лицея. Ни лицензии, ни «айсибиэнки». Количество опечаток говорит о том, что рукопись «Сафлор» если и читал, то... На первой же странице в «Слове к читателю» в слове «знаменатель–ный» вот такой разрыв. Я насчитал более сотни опечаток! Замечательный урок литературы преподал «Сафлор» юным авторам, ничего не скажешь. Кто заказал издание книги «Сафлору»? Администрация лицея? Кому краснеть? Уж во всяком случае не ребятам.
Подведем итоги:
Если вы все таки решили остановить свой выбор на издательстве группы «А» вот несколько советов которые ничего не будут вам стоить, зато сэкономят быть может, ваши деньги и нервы. Во первых, никогда не перечисляйте все деньги на счет издательства сразу. Особенно если это крупная сумма. Разбейте всю сумму на части и перечисляйте деньги по мере продвижения работы над вашей рукописью. Во вторых – не тушуйтесь! Если у вас есть деньги вы можете сами выбирать и художника, и редактора, и бумагу. В третьих – если вам что то не понравится, смело забирайте свою рукопись и уходите. Не слушайте никаких уговоров. Вас нежно примет в свои объятия любое издательство Екатеринбурга. В четвертых – у книги изданной в таком издательстве очень мало шансов вальяжно разлечься на книжных прилавках мимо которых вы проходите каждый день. Эти прилавки не для вас. Почему? Об этом ниже...
Издательства группы «Б».
В эту группу попадают довольно большие издательства обычно находившиеся или все еще находящиеся на балансе какого–нибудь крупного ВУЗа, или предприятия, или те издательства, что смогли благодаря таланту, интуиции, удаче и трудолюбию вырасти из группы «А». Несколько особняком стоит (скорее увы!- лежит) Средне – Уральское книжное издательство.
У издательства группы «Б» денег обычно нет, но иногда бывают. Поэтому приветливо встречает издательство группы «Б» автора с рукописью. Оно надеется на его деньги... и тд. и тп.
Издательство группы «Б», это обычно от пяти до пятнадцати комнат, и от пяти до пятнадцати человек персонала. (Цифры довольно условны.) Арендует этаж или половину этажа какого нибудь обнищавшего ВУЗа или предприятия, или находится в своем здании доставшемуся издательству от лучших советских времен.
Диспропорция между большими объемами арендуемых помещений, технической оснащенностью (иногда это новейшее типографское оборудование в полном комплекте и всевозможные компьютерные штучки), и тем нищенским ожиданием денежной подачки от любого приблудного автора, вызывают некое раздвоение в восприятии; то ли издательство на пороге процветания, то ли на краю банкротства и гибели.
Издательство группы «Б» работает в «нормальном» привычном убыточном режиме. Приносит автор свою рукопись. Её, допустим, соглашаются издать. (Возьмем тот гипотетический случай когда на этот проект у издательства есть деньги, хотя как раз у такого издательства именно по причине того, что оно работает по этой схеме, денег за редчайшим аномальным исключением, никогда нет.) Рукопись отдается редактору на правку. Потом картинки, макет, набор, типография. Затем отпечатанный тираж издательство пытается всучить книжным магазинам или «слить» его в библиотечный коллектор, или пробует договориться с отдельными частными продавцами книг. Но вот тираж кое как удалось растолкать и с него начинают «капать» деньги. К тому времени когда будет продана последняя книга инфляция поглотит прибыль, и хорошо еще если издатель останется при своих. Кстати магазины могут заартачиться и не согласиться на ту цену по которой издательство продает им свою книгу, поскольку её себестоимость всегда завышена. И потом эта книга, как бы она прекрасно не было издана и как бы дешево она не стоила, очень часто магазинам не нужна, так что даже если они её и купят то засунут под прилавок. Почему? Об этом речь впереди...
Таким образом, издательство группы «Б» продает свои книги без прибыли, себе в убыток и существует. Такая фантастическая ситуация возможна лишь потому что деньги издательству достаются даром. Смотри «Справку №3». То есть главная задача директора издательства подсуетиться и выбегать по чиновничьим кабинетам всевозможных «культурных» и «некультурных» комиссий, управлений и комитетов бюджетные деньги. Это может быть все что угодно. От дня района и пригласительных билетов на него, до какого нибудь помпезного невероятного проекта... Почему бы не издать, скажем «Атлас добываемых на Урале минералов»?
Художественная литература медленно но верно покидает редакции этих издательств. Денег от реализации чиновничьих проектов едва хватает на зарплату сотрудникам, на выплаты во всевозможные фонды, на налоги, за свет и пр.
Может быть и хотело бы издательство группы «Б» издать окупаемый тираж и жить «как люди», то есть, как коммерческие издательства, но на такой окупаемый тираж единовременно нужны очень большие деньги. См. «Справку №2». Так много денег единовременно взять у чиновника невозможно. Во первых в гробу чиновник видел собственные интересы издательства, а во вторых такая большая сумма становится слишком заметной для всевозможных проверяющих, а в третьих, и это главное, тот вид полиграфической продукции на который чиновники дают деньги не предполагает коммерческой продажи.(Есть и не коммерческая продажа. Как иначе назвать тот факт, когда издательство отдает в магазины книгу ниже её себестоимости. Да и то, зачем книжному магазину нужен «Атлас добываемых на Урале минералов», по безумной цене?) И еще, проверенно на собственном опыте – нормальному российскому чиновнику объяснить невозможно, что если добавить к уже выделенной сумме еще всего десять процентов то книга станет окупаемой и ВСЕ! потраченные на издание деньги можно будет вернуть в бюджет.
Главная причина плачевного финансового состояния большинства если не всех, издательств группы «Б» всё же, как мне думается, не в раздутом штате сотрудников, а впрочем и это тоже, и не в том что не печатает издательство вульгарные детективы, потрафляя низкому вкусу толпы, а издает лишь высокомудрую литературу, но главной причиной является неумелый менеджмент, и фатальная приверженность классической убыточной схеме книгопечатания!
К несомненным достоинствам издательств этой группы можно отнести высочайший профессионализм ее работников. Издание книги вам обойдется дороже, но зато рукопись будет выправлена тщательно. Обычно всеми формальными атрибутами, книга снабжена. Договор заключается с автором, но не очень охотно. Впрочем, если автор настоит, то препираться с ним вряд ли будут. Деньги опять же лучше перечислять на счет издательства частями по мере продвижения работы над вашей книгой. В этом издательстве обычно вам предложат своего редактора и художника. Не отказывайтесь. Обычно это профессионалы высокого класса.
Говорят, «Титаник» шел ко дну, а его команда замурованная в трюмах все еще вызывала мостик на предмет ценных указаний по поводу скорости хода...
Итак, если у вас денег нет, шансы на издание вашей книги в этих издательствах нулевые.
Типичными представителями группы издательств «Б» можно назвать к примеру «Издательство Уральского университета», издательство «БАНК КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ», «Средне– уральское книжное издательство»...
Типичным образчиком продукции данных издательств является изданная «БАНКОМ КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ» в 1994 году книга «Современные уральские литературные сказки». Объем 36 печатных листов! Тисненый золотом по монотонному коричневому фону, фолиант. Словно издатели никогда не видели книжных прилавков пестрящих цветными завлекающими обложками сказок, издаваемыми другими, более удачливыми издательствами. Помимо самих сказок здесь и фотографии авторов, и фотографии художников, оформлявших книгу, и фотография фотографа фотографировавшего сказочников для книги. Отдельно биографии авторов, и обращение к читателю и виньетки... Прекрасная графика, кропотливая работа, но как же расточительно, с каким пренебрежением к реалиям рынка.
И здесь же адекватный пример того, как может выглядеть такая книга в коммерческом её варианте. В том же 1994 году «РОСКНИГА» выпустила «СКАЗКИ КОТА УЧЕНОГО». Тираж 90 тысяч экземпляров. Цветная обложка, яркие сочные картинки, большой удобный формат. Сравнение тем более интересное, что и ту и другую книгу открывают материалы Сергея Георгиева. Все же думается для ребенка–читателя цветная яркая книжка предпочтительнее. Можно лишь искренне порадоваться за Сергея Георгиева который нашел возможность разместить свои сказки в такой яркой красивой книжке.
И еще, кто то скажет:
– Но пригласительные билеты, и все эти справочники и «Атласы» тоже ведь нужно печатать.
Да, нужно. Но значительно дешевле и просто логичнее с точки зрения налогоплательщика, администрации размещать все эти заказы в каком то одном государственном издательстве. Тогда, правда, очень легко было бы контролировать расход бюджетных денег. Видимо в этом вопросе точка зрения рачительного налогоплательщика не совпадает с чиновничьей точкой зрения. У семи нянек дитя без глаза, а в бюджете дырка от бублика. Бублик в кармане у ушлых нянек, ну а крошками кормятся мышки...
Бесспорно положительный момент: есть литература которая изначально не представляет интереса для коммерческих издательств, как то искусствоведческие наработки, мемориальные, исторические и краеведческие исследования, и тд. Эту литературу на высоком полиграфическом уровне созидает издательство группы «Б».
Корни причин финансового краха Средне–Уральского книжного издательства в том что до определенного времени у него практически не было конкурентов и оно одно потребляло все деньги государства выделяемые на книгоиздание. Теперь на эти деньги претендует целая группа издательств, оказавшихся к тому же более проворными.
Группа издательств «В».
Итак, если у вас нет возможности взять деньги на издание своей книги у спонсора, если вы не можете под благовидным предлогом, при помощи знакомого чиновника, взять деньги из бюджета, и если вы хотите всё таки издать свою книгу, рано или поздно вы придете в коммерческое издательство. Потому что на сегодня это единственные издательства которые издают за свои деньги художественную литературу.
Издательства входящие в группу «В», как правило, берут деньги на издание книг у населения, то есть в результате успешной коммерческой деятельности они получают прибыль от проданной ими книги.
В отличие от издательств групп «А» и «Б», очень трудно определить количественный состав персонала коммерческого издательства. Люди не нужные именно сейчас не топчутся по коридорам и курилкам. К тому же автор, который впервые несет свою рукопись в коммерческое издательство, может ни разу так и не побывать в головном, действительном офисе издательства. С ним могут вести разговор в филиале. Встречают автора приветливо, но без излишнего подобострастия. Заносчивого автора, «надежу» отечественной литературы, могут резко осадить. Первым делом узнают о чем рукопись...
Если кто то думает увидеть перед собой безграмотного наглого делягу, тот глубоко просчитается. Такое поверхностное представление может сложиться у молодого автора из расспросов о коммерческом издательстве знакомых писателей. В данном случае, столь единодушная негативная оценка коллег значит лишь то, что это издательство их отшило. Возьмет ли коммерческое издательство твою рукопись или нет тот факт, что оно отшило твоих коллег вовсе не значит что они пишут плохо, а ты пишешь хорошо или наоборот. Просто вы пишите по разному. И еще хотелось бы упомянуть о корпоративной этике.
Бывает и так, что подразумевая одно и то же издательство один и тот же писатель обозначает его, как два совершенно разных предприятия.
– Вот предприятие «Х» хорошее, – говорит он вам, – С ним можно иметь дело. Это грамотные вдумчивые люди. А вот на предприятии «У» люди злые.
Каким образом коммерческому издательству удается издавать за свои деньги книги? Отчего возникает путаница в идентификации одного и того же предприятия?
Коснемся структуры коммерческого издательства, которая естественным путем формируется под воздействием той коммерческой схемы по которой работает издательство.
Из «Справки №2» видно что время вот фактор, который не позволяет при консервативной схеме книгопечатания получать прибыль. Коммерческое издательство разрывает цепочку производства; рукопись – редактор – макет– печать– транспортировка тиража– прилавок. Где звенья цепи; «рукопись–редактор–макет» отдаются на откуп предприятию, назовем его условно «Х». (Кстати часто у предприятия «Х» несколько точек сбыта готовых макетов, поэтому пусть автор не удивляется если его книга выйдет скажем не в городе Москве, как ему обещали, а в городе Новосибирске. Это значит лишь то, что в данном случае московский рынок не нуждается в книге подобной тематики, или по другой причине, предприятие «Х» по договоренности со своим, скажем, маточным родным предприятием «У», переуступили его коммерческому издательству работающему на сибирском рынке.) Это именно в предприятие «Х» приходит автор со своей рукописью. Предприятие «Х» может находиться в какой–нибудь непрезентабельной комнатке. Персонал один – три человека. На директоре предприятия «Х» замыкаются работающие по надомной схеме редакторы и художники. При первом же знакомстве оцениваются внешние характеристики рукописи. То есть её объем и о чем рукопись. Если рукопись заинтересовала директора предприятия «Х», то об авторе наводятся справки. Склочник он или рохля и тд. Критериев здесь нет, но очевидно, что гонорар в случае принятия рукописи к изданию, будет заключаться исходя из психологических особенностей автора. Автору лучше не врать, держаться достойно, но не нагло, и быть самим собой. Никогда директор предприятия «Х» не принимает окончательного решения. Такое решение принимает только директор предприятия «У».
Предприятие «У» собственно и занимается печатанием тиража. Этот «У» и есть то самое издательство, которое ставит свое имя на изданную книгу и регулирует все финансовые потоки на всех этапах продвижения книги на рынок. И несет главную ответственность за материальное благополучие всего дела. Предприятие «У» имеет свой, иногда очень приличный офис, и вышколенный персонал. Директор предприятия обладает серьезной деловой хваткой и интуицией, иначе его издательство не занимало бы на рынке то положение которое занимает. Директору предприятия «У» не нужно рассказывать о художественных достоинствах своей рукописи или просить почитать ее. У него нет ни сил, ни времени. Если бы он читал все книжки издаваемые своим издательством, то разорился бы за неделю. Итак, если вашу рукопись берут, с вами заключат контракт. Интересно, что директор предприятия «Х» играет в доброго следователя, а директор предприятия «У» в злого. А собственно, почему играют? Это не игра, такие у них функциональные особенности вытекающие из специфики бизнес схемы. Если вы не согласны с цифрами гонорара, можете забрать рукопись и искать другое издательство. Если вы интересны издательству, вас остановят у самого порога. Серийный детектив не раскрученного писателя стоит от трехсот до пятисот долларов. (Эта цифра обуславливается многочисленными факторами, но в том числе и тем, насколько перспективен автор.) Если вашу рукопись не берут – не печальтесь, только в коммерческом издательстве оценивают рукопись не по её художественному значению, а конкретным, часто сиюминутным спросом на рынке.
Оптовой транспортировкой и продажей занимается предприятие «С». Оно размещает книги по магазинам и прилавкам. Оно договаривается с конкретными продавцами книг, книжными магазинами или с оптовыми перекупщиками книг. Очень трудно разместить книгу на прилавке магазина в обход оптовика. Даже если она прекрасно изданная и дешевая. Ваша книга может вступить в невольную конкуренцию, с книгами которые привез оптовик. Который не единоразово, как вы, а постоянно «кормит» своими книгами весь трудовой коллектив магазина. (Иногда таких поставщиков несколько, иногда один, все зависит от количества продаваемых магазином или книжным прилавком книг. Иногда поставщик уже владеет магазином, иногда частью магазина – варианты бесконечны.)
Итак, что мы видим: с финансовой точки зрения время расчетов между предприятиями «Х», «У» и «С» сокращается насколько это только возможно. То есть предприятие «У» сразу, а не ожидая пока будет продан весь тираж, платит предприятию «Х».
Такая схема работает лишь в случае полного доверия между контрагентами. Они, как бы в одной связке. И еще – здесь приведена базисная схема. В реальном бизнесе вы найдете сколько угодно отклонений и вариантов с участием этой тройки. Например; предприятия «Х» и «У» юридически одно лицо, а вот предприятие «С» другое и так далее... Еще интереснее, если издательство создавалось оптовиком. Накопив на продаже книг денег, оптовик решает заняться их изготовлением...
Как реально работает эта схема. Обычно возглавляет предприятие «Х» очень контактный, знающий толк в литературе человек, на которого замыкаются все редакторы, авторы и художники. Именно этот человек оценивает автора и рукопись первым. Затем он сам или через руководителя предприятия «У» обращаются к руководителю предприятия «С». И действительно кому же как не оптовику знать реальный спрос на книгу? Оптовик сообщает нужна ли ему то есть, рынку книга данной тематики. То есть, хорошо ли покупаются «женские» детективы в этом месяце? А в прошлом месяце как покупались? Какие издательства –конкуренты издают «женские» детективы и какими тиражами? И исходя из расчета перспективного спроса, заказывает или отвергает вашу рукопись. Допустим, в результате мониторинга выясняется... (кстати замеры спроса могут проводиться как угодно часто и иногда в течении недели дают противоположные оценки)... что наш молодой автор востребован рынком. Предприятие «У» не возражает. Руководитель предприятия «Х» звонит одному из своих редакторов и тот стремительно отрабатывает рукопись, одновременно включаются в работу художники, заключается договор... и тд. Оформление обложки книги всегда остается за издательством.
Если обратиться к «Справке №1» то можно посочувствовать нашим местным екатеринбургским коммерческим издательствам и даже снять шляпу – прежде чем стать тем чем они стали им пришлось выдержать колоссальную конкурентную борьбу с московскими издательствами. Москва ведь крупнейший рынок сбыта книг. И если у москвичей этот рынок под боком, то нашим издательствам еще нужно доставить туда тираж, а это удорожает книгу. И потом, москвичи получили готовую сеть по распространению книг, см «Справку №1», а нашим издательствам пришлось выстраивать все связи буквально с чистого листа. Но, малейший сбой, и вся система начинает трещать по швам. Это как песчинка в безупречно подогнанном часовом механизме. Поэтому так важно издательству угадать, попасть в своего автора.
Издательство рискует деньгами. А в нашей российской экономике, это то же самое что жизнью... В случае малейшего подозрения на коммерческий неуспех вашей книги издательство подстраховываясь готово скорее остановить на любой стадии её производство... ( и останавливает) ...загнать отпечатанный тираж в склад, чем тратить деньги на транспортировку книг к месту продажи.
Говорят, что минимальный срок за который коммерческое издательство способно сделать из рукописи книгу и отпечатать ее в типографии – неделя. Но такой темп исключение из правила. Так как одновременно в производстве на разных этапах может находится столько книг на сколько у нашей троицы хватает оборотных средств, издатели не суетятся без необходимости.
Никакого перспективного плана у издательства нет, автор рукописи которая не попадает по тематике в уже раскрученную на книжном рынке серию, может годами ждать издания своей книги. До тех самых пор, пока на рынке не проклюнется спрос на его материал.
Подписывая с коммерческим издательством контракт будьте ответственны и прежде внимательно изучите его. Люди тратят на вас свои деньги и хотят иметь гарантии что вы не перебежите со своей рукописью к конкуренту. Обратите внимание на эсклюзив. То есть, в течении какого времени вы не имеете права переуступать вашу рукопись другому издательству. Если есть такая возможность, внесите в договор даты– отсечки, не позже каких сроков должен быть готов макет и тд. Потому что иногда коммерческое издательство готово купить у автора рукопись и заморозить ее лишь бы она не попала к конкурентам и не была издана, так как книга подобной тематики уже выставлена на рынок этим издательством. Правда молодому автору трудно ставить условия издателям. Условия ставят лишь «звезды», авторы раскрученные....
Несмотря на отлаженный механизм коммерческие издательства тоже прокалываются. Говорят что М – на, автор серийных женских детективов в прошлом году разместила свои опусы одновременно в семи издательствах. И теперь М–ной забиты склады всей России. Убытки громадные.
О литературных неграх я рассказывать не буду. Надеюсь скандал с Фридрихом Незнанским известен всем и навяз в зубах. Если не известен, покопайтесь в подшивках...(Не помню точно то ли в «Совершенно секретно», то ли «Московских новостях».)... где то полуторамесячной давности. Видите ли, для того чтоб работать идеально ритмично, (мало ли, даже у поднаторевшего детективщика может случиться неписание, или он вдруг заболеет, и разве может из–за такой чепухи страдать бизнес?) ...некоторые издательства выстраивают конвейер по производству литературы. И тогда на имя какого– нибудь дяди Васи, лабает дюжина безымянных авторов. Детективы выскакивают из издательства с хронометрической точностью. Иногда мне кажется – умри такой дядя Вася, так издательства скроют его смерть, чтоб не разрушать бизнес.
Или такой бывший в употреблении приём: издательство через редакцию программ одного из ведущих московских телеканалов, узнает о том, какой сериал будет в эфире этого канала допустим через полгода. Тогда срочно по теме этого сериала, идущего в это время где нибудь «за бугром», мастрячится книжный сериал. И едва телевизионное мыло появляется в эфире, как на книжных прилавках появляется типографское мыло.
Пики наибольшего спроса на литературу отмечаются два раза в год, это где– то с середины–конца февраля по конец марта, и с третей декады августа по конец сентября. Вот под эти сроки и заверстываются обычно максимумы в планы коммерческого издательства.
Минимальный тираж десять – пятнадцать тысяч штук. В изданной книге нет ничего лишнего, она поджарая как атлет. Впрочем возьмите с книжного прилавка почти любую книжку и сами оцените ее качество.
Если уж коммерческие издательства так любят серии то прежде чем идти в такое издательство прикиньте сами написанное вами – можно ли это разбить на две три книжки? Отклоняться от наработанного клише в подборе авторов чаще рискуют московские издательства. Поэтому, если вы не востребованы в Екатеринбурге, постарайтесь выйти на московские издательства.
Типичные представители этой группы издательств, о которых я знаю; «АРД лтд», «У–Фактория»...
Заключение:
Все наблюдения основаны на личном опыте и наблюдениях автора и поэтому грешат понятным субъективизмом и односторонностью.
Соотношения меняющихся цен и инфляция не позволяют оперировать цифрами. Заметки о коммерческих издательствах писал основываясь на наблюдениях за питерско – московскими и екатеринбургскими издательствами. Умышленно избегал нравственно– этических оценок, не знаю уж насколько это удалось.
Меня постоянно спрашивают, плохие коммерческие издательства или хорошие? Ответ: не плохие и не хорошие. Их недостатки это продолжение их достоинств и наоборот.
Бытует мнение, что коммерческим издательством является только то издательство которое издает лишь низкопробную вульгарную литературу. Огорчу приверженцев такой точки зрения. Коммерческое издательство то которое имеет прибыль от продажи своих книг. И всё. И только. А издает оно и энциклопедии и книжки для детей, и школьные учебники, и словари.
Но вот вопрос сродни фрейдовской оговорке, который как мне кажется лежит внутри большинства претензий к коммерческим издательства: коммерческие
издательства плохие потому что они не издают художественную литературу в том объеме и ассортименте в котором хотелось бы издаваться писателям. Ну, пусть они плохие, и что? Но все же почему коммерческие издательства так неохотно печатают художественную литературу местных авторов?
Коммерческие издательства конкурируют на московском рынке с мощными московскими издательствами. Рынок не ограничен территорией только Свердловской областью. Следовательно художественная литература местных авторов должна без всяких скидок соответствовать лучшим образцам литературы российской. То есть если автор пишет для малышей то ему недостаточно быть признанным в городе Екатеринбурге, он должен, если угодно, конкурировать с Успенским, и другими.
Я знаю как минимум несколько наших екатеринбургских, в том числе, и почтенного возраста, (казалось бы им труднее всего приспособиться к реалиям современного книгоиздания) писателей которые тем не менее довольно регулярно издаются. Ну вот скажем С. Б. Шмерлинг, В.Ф. Турунтаев. Или те же А.Больных, Н.Коляда. Снимаю шляпу и плюю через левое плечо чтоб не сглазить. Загадкой лично для меня остается почему коммерческие издательства избегают, или скажем так, мало печатают В.П. Крапивина.
Если отбросить шелуху, чтоб стать сегодня известным и печатаемым писателем и если у тебя нет богатого спонсора, как это не противно, тебе придется идти в коммерческое издательство. Впрочем ты можешь подождать пока государство наше разбогатеет до такой степени, что у него появится возможность издавать твои талантливые книги за государственные деньги...
Ну а пока страна не разбогатела, твоя рукопись должна читаться так же увлекательно как детектив, но в то же время удивлять серьезного читателя не только парадоксами лихо закрученного сюжета, но еще и глубиной и свежестью образов, самобытностью восприятия, тонким пониманием внутреннего мира человека и еще многим и многим, что делает Великую литературу, действительно Великой. Достаточно перечесть корешки книг классиков, стоящих у тебя на полке: Шекспир – детективы и комедии, Достоевский – детективы, Александр Сергеевич писал «Капитанскую дочку» – приключения, любовь, Джек Лондон, Ремарк, и так далее, до бесконечности. И заметь все они печатались в коммерческих издательствах. Ты скажешь – тогда были другие коммерсанты. Я скажу – бизнес всегда бизнес, а ты, надеюсь не настолько наивен, чтоб всерьез думать будто люди так быстро способны меняться...
Итак, настолько ли ты самобытен, мой друг, и ярок как личность, чтоб отринув в своем произведении сюжет и интригу, ограничив повествование самим собой, своими раздумьями, рефлексией, смог бы при этом оставаться интересным публике как, к примеру, Кафка? Кстати, Антон Павлович Чехов писал лимитированные по размеру рассказы и что? Издателями Чехова были коммерсанты, но он справился. Неумный человек ищет причины неудачи во вне, умный в себе, а мудрый соотносит эти категории, но это тема другой статьи... Впрочем замечу, что в нашей, семьдесят лет советской и атеистической стране, писатели и вообще деятели культуры в отсутствии религии, взяли на себя право и труд (или так уж получилось – не важно!)... устанавливать и регулировать нравственные оценки и обществу и личности.
Не от этого ли чужого ярма тот снобизм и высокомерие, который звучит по отношению к читателям? И нежелание сделать хотя бы шаг ему навстречу? Шаг, еще не значит ползти на брюхе...А не замечать реалии современной жизни, так же неумно и неудобно, как писсать против ветра. И очень мокро, в конце концов...
В эпиграф я вынес фрагмент статьи А. Гладилина опубликованной в «Московских новостях». Статья называется «Прощание с книгой». Вот, мой друг, когда ты будешь жить в Париже, ты тоже сможешь оттуда, из Парижа, писать такие статьи в центральные московские газеты о гибели российской литературы, о том, что не осталось серьезных читателей, но пока ты живешь в Екатеринбурге, тебе достаточно подойти к любому книжному развалу, чтоб убедиться, что литература жива. И количество серьезной литературы безукоризненно соотносится со спросом на нее. И если из ста человек всего пять способны купить и прочесть Канта, то будьте уверены эти пять экземпляров будут на рынке. Можно подумать, что где–то и когда–то серьезная литература издавалась в количестве макулатуры. Впрочем, было такое место – СССР... Но все возвращается на круги своя. Века проходят, а ничего не меняется, мой друг. Удачи!